Наверх
Размер шрифта Цветовая схема Изображения
Развитие стандартизации в РФ - процесс непрерывный
Система стандартизации является важным элементом государственной технической политики, а также одним из ключевых инструментов передачи технологий, в том числе инновационных, в промышленности. Опыт государств-лидеров экономического развития свидетельствует об активном использовании возможностей стандартизации в развитии экономики.

Стандартизация — инструмент, который должен позволять решать задачи промышленной модернизации, технологического обновления, повышения научно-технического потенциала, социально-экономического развития страны, а действующие механизмы стандартизации должны позволять оперативно находить «ответы» на эти задачи в документах по стандартизации. Таким образом, стандартизация должна быть стабильной с точки зрения безопасности, качества, терминологии и в то же время мобильной — способной быстро реагировать на технологические и промышленные вызовы. Вместе с тем стандарты могут являться фактором, сдерживающим прогресс: фиксируя достигнутый уровень развития науки и технологий на определенный период, они снижают эффективность развития экономики, промышленных технологий, технологических инноваций. В этой связи стандартизация должна стать составной частью экономической и технической политики, курса отечественных предприятий на продвижение на внешний рынок работ, услуг, инновационных товаров и интеллектуальной собственности, а также быть направлена на непрерывное улучшение (обеспечивая постоянную работоспособность стандартов за счет их актуализации и пересмотра), достижение стратегических целей и решение задач, установленных документами стратегического планирования Российской Федерации и основным направлениями деятельности Правительства РФ на соответствующий плановый период.

Необходимость разработки очередного стратегического документа в сфере стандартизации стала очевидной задолго до окончания периода действия Концепции. Поэтому Правительством РФ было поручено разработать «дорожную карту» развития стандартизации в России до 2027 г.
Результатом выполнения данного поручения стал одобренный 15 ноября 2019 г. заместителем Председа- теля Правительства РФ Д.Н. Козаком План мероприя- тий («дорожная карта») развития стандартизации  в Российской Федерации на период до 2027 года (да- лее — «дорожная карта»), разработанный Минпромторгом России и Росстандартом при активном участии общественных объединений. План предусматривает мероприятия, направленные на адаптацию системы стандартизации Российской Федерации для решения задач промышленной модернизации, технологического обновления, научно-технического потенциала и социальноэкономического экономики развития страны государства, повышения конкурентоспособности отечественной продукции и национальной безопасности Российской Федерации. Необходимо отметить, что впервые в документе уровня стратегического планирования содержатся мероприятия как в области национальной стандартизации, так и в области стандартизации оборонной продукции. В «дорожной карте» определены следующие целевые показатели: • снижение до семи лет среднего возраста документа по стандартизации в Федеральном информационном фонде стандартов (ФИФС); • сокращение до семи месяцев среднего срока разработки национального стандарта; • увеличение до 57% доли межгосударственных (региональных) документов по стандартизации в ФИФС; • увеличение до 75% доли утверждаемых в течение года стандартов, разработка которых финансируется за счет внебюджетных источников; • перевод не менее 80% документов ФИФС в машиночитаемый формат; • полноправное участие Российской Федерации в технических органах Международной организации по стан-
дартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК).
Достижение показателей будет обеспечиваться реализацией мероприятий, которые в рамках «дорожной карты» распределены по десяти направлениям: • совершенствование н ормативного п равового р егулирования в сфере стандартизации и методологии стандартизации; • совершенствование ф ункционирования НС С; • совершенствование функционирования системы стандартизации оборонной продукции (работ, услуг); • международное сотрудничество в сфере стандартизации; • совершенствование ин фраструктуры ст андартизации; •  подготовка и переподготовка кадров; • государственно-частное п артнерство, с отрудничество с бизнесом в сфере стандартизации; • популяризация ст андартизации; • ресурсное обеспечение работ по стандартизации; • мониторинг реализации «дорожной карты».
При выполнении «дорожной карты» может возникнуть необходимость актуализации и уточнения отдельных мероприятий.
Нужно отметить, что «дорожная карта» не только устанавливает высокую планку для федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций  и объединений, ответственных за его ее реализацию,  но также предполагает вовлеченность и скоординированную работу всех участников работ по стандартизации для обеспечения достижения значимых результатов в сфере стандартизации. В конечном итоге реализация «дорожной карты» должна быть направлена на достижение стратегических целей и решение задач экономического развития Россий- ской Федерации, установленных Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»  от 7 мая 2018 г. № 204.
Подробнее читайте Публикацию в журнале «Стандарты и качество» №2, 2020 г. Авторы: В.Бурмистров, А. Шалаев, И. Глушкова. сканирование0027.jpg


Вернуться ко всем новостям